среда, 27 февраля 2013 г.

За сколько продается культурное наследие в Нижнем Новгороде?

15 февраля 2013 года Нижегородский районный суд признал неправомерными и незаконными действия управления государственной охраны объектов культурного наследия (ОКН) Нижегородской области, выразившиеся в согласовании проекта возведения аквапарка на территории «Автозаводского парка культуры и отдыха», который является объектом культурного наследия регионального (областного) значения. 
Однако Управление ОКН недовольно решением суда, которое препятствует уничтожению части Автозаводского парка ради выгоды коммерсантов-застройщиков. Также недовольны им и застройщики. Это и не удивительно: на кону более полумиллиарда рублей! Ради таких денег, как, по-видимому, считают юристы Управления по ОКН и застройщики, можно продать и купить любое культурное наследие!
Мы видим, что государственное управление, призванное стоять на страже государственных интересов охраны культурного наследия нашей страны, на практике защищает коммерческие интересы частных застройщиков. 
 Одним из аргументов защитников парка, к которому прислушался суд, было то. Что на территории парка проектом застройщика предусмотрены парковки. Законодательство (режим использования территории объекта культурного наследия – "Автозаводский парк культуры и отдыха") запрещает размещение парковок на территории парка, поэтому суд признал неправомерными и незаконными действия Управления по ОКН в части согласования парковок.
Но юристы Управления и застройщики лукаво называют парковки «площадками» для высадки пассажиров, как будто автобусы и личный автотранспорт будут зависать в воздухе над этими «площадками», конечно же, покрытыми «экологичными покрытиями» (как увещевал застройщик депутатов Гордумы на заседании по экологии), выхлопных газов выделять не будут, и, высадив пассажиров, будут улетать в другое измерение, не связанное с территорией парка, где и будут дожидаться возвращения накупавшихся в хлорно-уриновой водичке аквакупающихся.
Суд не пошел на узаконение такого циничного лукавства и совершенно справедливо признал, что «площадки для высадки пассажиров» являются парковками. Парковка она и есть парковка, независимо от того, на какой период времени останавливается на ней автотранспорт. Это у нас в городе считается нормальным ситуация, где машину поставил – там и парковка! Больше того, - это стоянка! Под окнами соседей, на лужайке газона, на обочине проезжей части или вовсе на трамвайных путях, так, что весь трамвайный парк часами стоит в пробке, ожидая, когда «крутой» припарковавшийся закончит жевать свой элитный обед в ресторане и наконец уберет свою жестяную банку с трамвайных путей!
Видимо, юристы Управления ОКН считают такую ситуацию вполне нормальной. С решением суда они не согласны, но вынуждены подчиниться. Однако они уже советуют застройщику, как обойти это решение суда!
Так, Аверина Анастасия, юрист управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области пишет, что «для устранения этого спорного момента надо внести изменения в проект возведения аквапарка, если такое желание будет у инвестора. Например, площадки для высадки пассажиров можно вынести за территорию парка».
Еще дальше в своих советах застройщику, как наплевать на решение суда и продолжить уничтожение объекта культурного наследия идет гендиректор юридической компании «Т.М.-Сервис» Юлия Крузе: «В российском законодательстве достаточно бережное отношение к объектам культурного наследия» - видимо, с сожалением пишет гендирекор, - «Сложившаяся практика, когда застройщик, получив землю в собственность, де-факто ведет работу, а потом оформляет свои действия де-юре, в данном случае невозможна». – Вот так, ни много, ни мало, юрист (т.е. по определению, человек, призванный соблюдать закон!) говорит как о само собой разумеющемся, как о нормальной ситуации - о «сложившейся практике», когда застройщик сначала незаконно (!) начинает строительство, т.е. уничтожает на участке все зеленые насаждения, а потом задним числом получает согласования и разрешения (как это было, например, на улице Шишкова, во дворе на Ковалихе-Фрунзе и др., где застройщики, не имея еще разрешительных документов, уже вырубили все зеленые насаждения – сотни деревьев, однако стройки впоследствии были прекращены благодаря протестам жителей). Юристы, обслуживающие интересы застройщиков и капитала, считают, что это нормально: сначала построить, все что хочется, а потом получить (или купить?) разрешения и согласования. «Для России это нормальная ситуация, когда сбор документов примерно равен срокам самого строительства, – полтора-два года», – отмечает гендиректор Юлия Крузе в интервью «ФедПресс».
Эти «эксперты» (по беззаконию?) дает дельный совет застройщику: «застройщику для избежания повторного риска проще обратиться в одну из экспертных организаций, которая нанимает сотрудников из числа бывших служащих надзорных ведомств. «Не секрет, например, что документы для пожарной экспертизы готовят экс-сотрудники МЧС», – добавила эксперт.
Вот так. Застройщику нужно просто нанять бывших служащих надзорных ведомств для избежания повторного риска! Риска чего? Того, что не удастся уничтожить объект культурного наследия ради своих личных корыстных интересов?
В чьих интересах действует Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области? Разве не обязано оно защищать от уничтожения объекты культурного наследия? На практике юристы Управления по ОКН защищают коммерческие интересы застройщика в ущерб защите объектов культурного наследия!

Почему такое происходит? Почему государственное управление, призванное стоять на страже государственных интересов охраны культурного наследия нашей страны, на практике защищает коммерческие интересы частных застройщиков? Это управление ПРЕДАЛО свои прямые обязанности и действует в ущерб тех объектов, которые оно обязано защищать. Почему его сотрудники не стесняются публично в СМИ советовать застройщику как можно более эффективно обойти закон и уничтожить объект культурного наследия!
Видимо, все в России либо уже продано, либо выставлено на продажу. Государственные ведомства, призванные защищать интересы общества и государства, пресмыкаются перед денежными мешками и угодливо склоняются перед ними в позе «чего изволите?». Кусочек объекта культурного наследия? Пожалуйста! Пример незаконного согласования Управлением по ОКН строительства на территории объекта культурного наследия – аквапарка в Автозаводском парке тому яркое свидетельство. 
 Защитники парка не намерены мириться с планами застройщика и услужливо подыгрывающего ему Управления по ОКН. Продолжается сбор подписей против строительства аквапарка в Автозаводском парке. Так, 19 февраля было собрано около 100 подписей в защиту парка от вырубки. 

Мы призываем всех нижегородцев встать на защиту парков Нижнего Новгорода. Недавно прошел митинг в защиту парка Кулибина, планируется также новый митинг в защиту Автозаводского парка. Вы можете помочь в раздаче листовок, сборе подписей. 

Также можно помочь материально, перечислив средства на печать листовок и почтовые расходы: счет на Яндекс.деньги  № 41001841472790

Следить за событиями и помочь в защите парка можно в группе "Против уплотнительной застройки".



Юридическая справка:

Согласно положения об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, основной задачей Управления является осуществление на территории Нижегородской области государственной областной политики в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на участие в культурной жизни Нижегородской области и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия (пункт 2.1. Положения).
Под государственной охраной объекта культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 6 Закона № 73-ФЗ).
Под сохранением объектов культурного наследия понимается направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Под использованием объекта культурного наследия понимается использование в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности объектов культурного наследия и не нарушает их историко-художественной ценности.
При определении возможного использования объекта культурного наследия учитываются следующие требования:
- соответствие функционального использования объекта культурного наследия исторически сложившемуся назначению; Управлением не учтено, что при проектировании парка в 1930- гг.  бассейн и тем более, аквапарк, к строительству не предполагался.
- сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры, инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров объекта культурного наследия; Управлением не учтено то, что строительство аквапарка нарушит сложившуюся планировочную структуру объекта культурного наследия.
- сохранение территории объекта культурного наследия во взаимосвязи с окружающей градостроительной и природной средой; Управление не учло тот факт, что строительство аквапарка с неминуемой вырубкой деревьев нарушит природную среду Автозаводского парка культуры и отдыха
- строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания объекта культурного наследия и его территории в соответствии с требованиями государственного органа охраны объекта культурного наследия.
Действия по согласованию проектной документации на строительство не учитывают следующие требования:
- соответствие функционального использования объекта культурного наследия регионального значения  «Автозаводский парк культуры и отдыха» исторически сложившемуся назначению – прогулочной (рекреационной) зоне;
- сохранение территории объекта культурного наследия регионального значения «Автозаводский парк культуры и отдыха» во взаимосвязи с окружающей градостроительной и природной средой;
- строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания объекта культурного наследия регионального значения «Автозаводский парк культуры и отдыха»  и его территории в соответствии с требованиями государственного органа охраны объекта культурного наследия;
- сохранение планировочной структуры  и инженерно-конструктивных особенностей  объекта культурного наследия регионального значения «Автозаводский парк культуры и отдыха»;

Работы по возведению аквапарка, разрешенные УГО ОКН НО  ЗАО «Корос-Аква», не обеспечивают неизменности облика Автозаводского парка, как это предписано законом. Они  могут привести к утрате целостного восприятия объекта паркового искусства советского периода, каким является Автозаводский парк культуры и отдыха.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (пункт 3 статьи 45 Закона 73-ФЗ).

УГО ОКН НО допустило к проектированию аквапарка на территории объекта культурного наследия «Автозаводский парк культуры и отдыха» организацию, у которых данная лицензий отсутствует.  

Таким образом, действия УГО  ОКН НО не соответствуют положениям Законов № 73-ФЗ, № 86-З, и Градостроительному кодексу РФ.

Из всего вышеизложенного следует, что согласование УГО ОКН НО постройки ЗАО «Корос-Аква» «Бассейн с водными аттракционами, комплексом спортивных и игровых площадок, рекреационных помещений для отдыха, кафе, ресторанов, с хозяйственным корпусом для обслуживания» (аквапарк) на территории объекта культурного наследия «Автозаводский парк культуры и отдыха» носит ПРОТИВОЗАКОННЫЙ ХАРАКТЕР, поскольку противоречит законодательству Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
Именно согласование проекта «Бассейна с водными аттракционами, комплексом спортивных и игровых площадок, рекреационных помещений для отдыха, кафе, ресторанов, с хозяйственным корпусом для обслуживания» (аквапарк) УГО ОКН НО может способствовать тому, что начнется непоправимое изменение облика Автозаводского парка  путем сокращения зеленых насаждений на его территории. 


При ссылке на мнения юристов Управления и иных экспертов использованы материалы "ФедПресс": В нижегородском аквапарке нашли подводные камни


Комментариев нет:

Отправить комментарий